Имя при рождении: Файвиш-Гершл
Полное имя: Мэтью Пол Миллер
Псевдонимы: Матисьяху, MC Truth
Дата рождения: 30 июня 1979
Место рождения: Вест Честер, Пенсильвания, США
БиографияМэтью Миллер родился в Пенсильвании 30 июня 1979 года, откуда вскоре переехал с родителями в Беркли, Калифорния, затем — в город Уайт Плейнз (White Plains), штат Нью-Йорк, с которым связаны его первые детские воспоминания, воплотившиеся позднее в тексте одной из будущих песен — WP с альбома Youth. Родители Мэтью, реконструктивистские иудеи, давали сыну традиционное и довольно строгое воспитание. Домашняя педагогика в скором времени сменилась школьной муштрой, против которой Мэтью отчаянно бунтовал, особенно в старших классах. В свои 14 лет он отращивал дреды, отлично играл на барабанах и бонго, ловко имитировал ударные инструменты и тянулся в школьном окружении к таким же бунтарям, как и он сам. Тогда же на почве общих музыкальных интересов будущий «регги-хасид» сблизился с хиппи, однако творческие увлечения не были единственным способом самовыражения Мэтью, по-прежнему одолеваемого хулиганскими страстями. О том, что с этим надо что-то делать, парень впервые задумался всерьёз только после того, как едва не сжёг школьный кабинет химии.
MC Truth, будущий МатисьяхуПоездка в Израиль, несколько каникулярных недель на берегах Мёртвого моря помогли ему разобраться в себе и понять, на что лучше направить избыток сил. Однако, вернувшись обратно в США, Мэтью начал принимать галлюциногены, бросил школу и отправился путешествовать, сопровождая группу Phish в турне по стране. С трудом, но родителям всё-таки удалось убедить его продолжить образование. Два года он проучился в Бенде, штат Орегон, в школе, расположенной в пустынной местности, которая особое внимание уделяла развитию творческих способностей. Мэтью с головой погрузился в музыкальные занятия, упражняясь в чтении рэпа, вокальном искусстве и битбоксинге — голосовой имитации инструментов, получал артистическую подготовку, участвовал в соревнованиях рэпперов под сценическим псевдонимом MC Truth. Фактически именно тогда он начал нащупывать тот интригующий сплав реггей и хип-хопа, который через несколько лет превратит его в самого знаменитого хасида.
Продолжив образование в нью-йоркском колледже «Новая школа социальных исследований» (New School for Social Research), он зачастил в синагогу «Карлебах Шул» (Carlebach Shul), познакомился с раввином, который с пониманием отнёсся к его исканиям и приобщил к музыкальным традициям евреев-хасидов. В этих песнях молодой исполнитель ощутил огромный духовный потенциал. Именно тогда Мэтью выбрал в качестве нового сценического псевдонима еврейский вариант своего имени, бывший к тому же его школьным прозвищем, — Матисьяху, что в переводе с иврита означает «Дар Бога», хотя позже выяснилось, что при обрезании ему было дано имя на идише — Файвиш-Гершл.
Изменения проявились не только в имидже, но и поведении бывшего юного сорванца: нередко вместо музыкальных занятий он уединялся на крыше и молился. Подросток, не признававший над собой никаких авторитетов, в конце концов нашёл духовную опору в хасидизме. Он подчинил свой образ жизни многочисленным условностям и ограничениям, никогда не работает по субботам и верит в святость каждого прикосновения, поэтому избегает любого контакта с женщинами и даже традиционных мужских рукопожатий. Зато практически в каждой гастроли певца сопровождает его верная жена Тали. Тали и Мэтью являются счастливыми родителями двоих детей. В перерывах между гастрольными турами семейство проживает в Кроун Хайтс (Crown Heights), Бруклин, Нью-Йорк.
Истоки и влиянияРелигиозные и нравственные искания подтолкнули Мэтью Миллера к творчеству и поиску своей ниши в музыке. Традиционные мелодии и религиозные установки хасидизма, конечно, наложили свой отпечаток на его сочинения, но главным музыкальным влиянием оставался реггей, в первую очередь в его оригинальном варианте, открытом европейцам и американцам Бобом Марли. Другим не менее значимым авторитетом в области музыки для Матисьяху был и остаётся по сей день рабби Шломо Карлебах.
Выход на большую сценуВыступление на музыкальном фестивале в Роскилле, Дания (2006). На заднем плане — Аарон Дуган.Гитарист Аарон Дуган (Aaron Dugan), басист Джош Вернер (Josh Werner), барабанщик Джона Дэвид (Jonah David) — эта группа поддержки помогла Матисьяху разобраться с его наработками и подготовить дебютный альбома под названием «Shake Off the Dust… Arise» (2004). Воспринимавшийся не столько как достойное внимания музыкальное явление, сколько как очередная диковинка, рассчитанная на однодневный успех, Матисьяху не сразу нашёл своего слушателя. Культовая поддержка и уважение со стороны самой разной публики, которое порой удивляло даже его самого, появились довольно быстро, но для того чтобы хоть как-то «наследить» в чартах, этого было слишком мало. Обывателей шокировал один вид музыканта почти двухметрового роста, выходившего на сцену со всеми атрибутами ортодоксального еврея: пейсами из-под ермолки, всклокоченной бородой, свисающими ниже полей пиджака ритуальными пучками нитей — цицит, декламирующего нараспев тексты на непонятном диалекте (хотя основная часть его посланий звучала на английском, иногда с имитацией ямайского произношения, с вкраплениями на идише и иврите). Между тем критики сразу разобрались, что к чему, и единодушно отмечали глубокое понимание и отличное исполнение регги, интересные сэмплы, заимствованные из старых классических регги-записей, искренность и интенсивную эмоциональность песен. Но настоящая известность пришла к певцу после его интервью популярному американскому телеведущему Дэвиду Леттерману (David Letterman). С лёгкой руки другого шоумена, Джимми Киммеля (Jimmy Kimmel), стиль Матисьяху получил название hasidic hip-hop reggae. Концертная деятельность Матисьяху и компании охватывала на первых порах только территорию Соединённых Штатов, но его харизма, открытость со слушателями, необычный имидж сделали свое дело. Шоу, сыгранное командой в Остине, штат Техас, в феврале 2005 года, легло в основу успешного концертного альбома «Live at Stubb’s» (2005). Релиз неповторимого Матисьяху пользовался таким успехом, что только в Америке разошёлся 500-тысячным тиражом, главным образом благодаря активной ротации хит-сингла «King Without а Crown».
ПопулярностьМатисьяху раздаёт автографы фанатам на фестивале «Сэсквоч» в Джордже, штат Вашингтон (2006)Наработок для следующего студийного альбома тоже хватало. Оформлением новых идей музыканты занялись в конце 2005 года, с тем чтобы весной 2006-го представить второй лонг-плей «Youth», ставший дебютной записью артиста на мейджор-лейбле. Эта колоритная смесь современного реггей, хип-хопа, танцевальных элементов, рэпа и традиционной еврейской музыки попала на хорошо подготовленную почву — в руки заинтригованных меломанов — и моментально взлетела на четвёртую позицию американского поп-чарта. По мнению некоторых критиков, второй альбом звучал чересчур гладко, коммерчески, в нём чувствовался точный расчёт на внешний эффект. В то же время основные звуковые достоинства альбома: «вычищенное до блеска» звучание и продуманная структура, — являются заслугой продюсера — Билла Ласвелла. Тогда же, в 2006-м, именитый продюсер и первоначальный состав инструментальной группы Матисьяху, назвавшейся Roots Tonic, выпустили совместный диск, рассчитанный в основном на любителей даб-музыки. На концертах ему также часто аккомпонируют музыканты группы Dub Trio.